Введенский собор: в истории

Когда-то целый район Петербурга между Обводным каналом и Загородным проспектом назывался «Семенцами» — здесь располагались казармы лейб-гвардии Семёновского полка. Сегодня нет ни казарм, ни главной полковой святыни — Введенского собора.

Введенский лейб-гвардии Семеновского полка собор ведет свою историю с 1718 года, когда полк перевели из Москвы в Петербург. Здесь в районе Синего моста через Мойку для семеновцев установили походную церковь-палатку в форме небольшого шатра. В ней находились иконостас из четырех отдельных рам, обтянутых белым атласом с позументами, железные паникадила и подсвечники.

К осени 1839 года Введенский лейб-гвардии Семеновского полка храм был отстроен. Южный придел посвятили святому Александру Невскому, а северный — праведным Захарии и Елизавете. Всеми работами заведовал К. А. Тон. Его помощниками были молодые архитекторы Николай Леонтьевич Бенуа, Александр Карлович Росси, сын знаменитого зодчего К. И. Росси, Федор Иванович Эппингер и Карл Карлович Мейснер. Строительную комиссию возглавил министр Императорского двора князь Петр Михайлович Волконский.

Своими формами, но в меньшем масштабе, петербургская Введенская церковь напоминал храм Христа Спасителя в Москве — величайшую святыню, мемориал победе в Отечественной войне 1812 года. Ее фасады украшали барельефы, выполненные скульпторами М. Г. Крыловым, А. И. Мануйловым, Н. А. Рамазановым и И. И. Реймерсом.

Особенно торжественно в церкви проходил престольный праздник — 21 ноября, который одновременно считался и праздником полка. Накануне офицеры собирались во дворце у шефа полка, которым начиная с императрицы Анны Иоанновны, всегда были царствующие особы. В день праздника служили торжественную литургию в присутствии шефа полка — императрицы или императора. По окончанию богослужения офицеры приглашались на бал во дворец.

Главный запрестольный образ «Снятие с креста» ‒ копия с полотна Даниила де Валтера, выполненная Гобель-Цеттелем, был доставлен в Введенский храм из Эрмитажа.

По сторонам от него находились полковые святыни семеновцев, принесенные из прежней деревянной церкви ‒ две иконы греческого письма 1705 года: «Спас Нерукотворный» и «Знамение Божией Матери».

В северном приделе праведных Захария и Елизаветы помещался монументальный тканный запрестольный образ «Рождество Христово», изготовленный на Императорской шпалерной фабрике и подаренный храму императором. Иконографически он представлял собой копию с картины «Ночь. Поклонение пастухов» Корреджо — любимого художника императора Николая I.

Вкладом Семеновском полка стало крупноформатное Евангелие, в серебряном золоченом окладе, украшенном в 1796 году драгоценными камнями. На верхней доске книги были представлены финифтяные овальные образа: «Воскресение Христово» и лики евангелистов, апостолов, пророков и других святых; на нижней — рельефное изображение «Софии Премудрости Божией». С 1798 года это роскошное Евангелие хранилось в алтаре северного придела.

В Введенской церкви хранились полковые знамена семеновцев, Высочайше пожалованные полку мундиры российских императоров Александра I и Николая I, фельдмаршальские жезлы великого князя Николая Николаевича (старшего) и П. М. Волконского. На стенах помещались четыре мраморные доски с именами павших в сражениях офицеров. 

При Введенском храме с 1873 года работало благотворительное общество, которое содержало женскую богадельню и школу-приют для бедных девочек.

История храма, к сожалению, закончилась плачевно. Жаль, что на сегодняшний день мы не может наблюдать в Петербурге этот памятник архитектуры.

Добавить комментарий